Есть ли расизму место сегодня?

В одном из прошлых лонгридов мы уже затрагивали тему расизма в кинематографе. Проблема не потеряла актуальности.

Что такое расизм?

Если кратко, это система взглядов, которая закрепляет деление людей на расы и утверждает превосходство одной расы над другими.

В англоязычной энциклопедии Britannica указывается, что расизм — это идеология, заявляющая о строгом разделении людей на группы, называемые расами, о связи между унаследованными физическими чертами и чертами характера, интеллектом, моралью, культурой, а также о врождённом превосходстве одних рас над другими.

Российский этнолог Виктор Шнирельман говорит, что сегодня расизм это не столько про угнетение, сколько про оскорбительное поведение на основе негативных стереотипов. Расист всегда придерживается идеи, что человечество поделено на расы. Причем эти расы отличаются по уровню социально-экономического развития. В сознании расистов это норма.

Откуда возник современный расизм?

Из трансатлантической работорговли после открытия Америки Колумбом. За несколько веков европейцы вывезли насильно из Африки почти 16 миллионов человек на территорию обеих Америк, а также Европы. Работорговля заложила идею о том, что белые превосходят черных в умственном развитии и могут беспощадно эксплуатировать последних.

работорговля в самом расцвете
Работорговля в самом расцвете

Хоть рабство было отменено только в XIX веке, но проблема осталась. Белые расисты в США ввели расовую сегрегацию (законы Джима Кроу): полное обособление белых и черных, начиная от транспорта и магазинов и заканчивая общественными туалетами и кладбищами. В Америке было покончено с расовой сегрегацией в XX веке.

Члены Ку-клукс-клана наводили ужас на всех чернокожих жителей США
Члены Ку-клукс-клана наводили ужас на всех чернокожих жителей США

А может ли существовать расизм, допустим, в США, если рабство отменено и у всех одинаковые гражданские права и свободы?

Может. Хоть законы и наделяют одинаковыми правами и свободами всех граждан независимо от цвета кожи и религиозных предпочтений, на практике все гораздо сложнее.

Во-первых, существует острое социально-экономическое неравенство между белыми и цветными в США, которое ярко видно в городах. Преимущественно благополучные и процветающие городские районы населены белыми, в то же время цветные и черные проживают в неблагополучных гетто. В такие районы крайне неохотно приходят инвесторы и банки. Плюс, существующий в США налог на собственность (за его счет формируются локальные бюджеты) не позволяет выровнять положение: жители неблагополучных районов в основном живут на социальных пособиях и не платят налоги. Коммунальный сектор и образовательные учреждения таких районов не получают деньги. Как следствие, уровень предоставляемых услуг крайне низкий. В белых же районах все достаточно благополучно.

Во-вторых, негативные стереотипы о черных продолжают жить в обществе. Хоть от них усиленно пытаются избавиться. Черные реже могут получить престижную работу, они чаще становятся жертвами полицейского произвола. Заключенные в американских тюрьмах преимущественно черные и цветные. Даже такой символический шаг, как избрание первого черного президента Б. Обамы, не изменил ситуацию — черные по-прежнему слабо интегрированы во все социальные институты США.

Кто занимается мониторингом положения расовых меньшинств?

На международном уровне есть несколько знаковых организаций, занимающихся этим вопросом:

— Комитет по ликвидации расовой дискриминации. Это орган Организации Объединенных Наций, ответственный за надзор выполнения Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

— Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью. Это орган Совета Европы, который готовит актуальные доклады и составляет рекомендации для стран-участниц.

Как борются с расизмом в разных странах?

Активная правовая поддержка расовых меньшинств

В США есть ряд организаций, активно отстаивающих права расовых меньшинств. К примеру, созданная в 1909 году Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения добилась отмены расовой сегрегации и ряда ограничений для черного населения. Также в Америке активно действует Южный центр правовой защиты бедности, известный на весь мир своими образовательными программами по развитию толерантности и победами в судах над белыми расистами и неонацистами.

Организационные меры

В США принимают ряд мер, которые должны улучшить социально-экономическое положение небелых. Такая политика, получившая название «позитивная дискриминация», предполагает отдельные привилегии для цветных с целью быстрого преодоления неравенства. Это проявляется в:

  • ежегодном выделении правительством денег на поддержку бизнес-проектов расовых меньшинств;
  • создании отдельных квот для небелых абитуриентов при поступлении в вузы;
  • учреждении отдельных департаментов по помощи цветным в борьбе с заболеваниями;
  • финансовой поддержки небелым семьям мэриями городов и т.д.

Однако такая практика вызывает у многих вопросы о соответствии конституции. Если у всех равные права и обязанности, то почему одни получают от государства больше других?

Отрицание слова «раса».

Так, в современной Германии намерены исключить понятие «раса» из своей конституции. Немецкое правительство полагает, что у человечества нет различающихся рас. При этом исключение термина не приведет к отказу борьбы с расизмом. С ним будут бороться уже без упоминания расы. Как? Пока не совсем понятно.

Удаление публичных символов

В США ряд штатов меняют свои флаги, удаляя оттуда символы конфедератов-расистов. Борцы с расизмом оскверняют и сносят памятники тем, кто имел отношение к колониальной системе с ее негативными аспектами: работорговлей и рабовладением. В бельгийских городах уничтожают монументы королю Леопольду II, отличившемуся жестоким управлением собственной колонии в Африке. Американские демонстранты ополчились против памятников конфедерату Роберту Ли, имя которого в массовом сознании прочно ассоциируется с расизмом. «Страдает» даже британская королева Виктория, памятники которой оскверняют в связи с активной колониальной экспансией в ее правление.

Включение небелых в белые культурные пространства

Что это означает? В кино или в театральных постановках все чаще на роли берут представителей других рас, в первую очередь черных.

Но что в этом плохого? Ничего, скажет читатель. Черные актеры играют черных же персонажей. Но не все так просто. Одно дело супергеройский фильм «Черная пантера» с полностью чернокожим актерским составом, где белого главного персонажа уже по названию трудно представить. Не говоря об обстановке фильма.

А если в сериале Анну Болейн, жену английского короля Генриха VIII или играет чернокожая актриса? Или русского князя играет чернокожий актер в американском сериале «Великая» про эпоху Екатерины Второй? Является ли это разумной мерой в борьбе с расизмом? Вопрос весьма дискуссионный.

Чернокожие актеры все чаще играют в исторических фильмах и сериалах, где их появление еще несколько лет назад было крайне трудно представить
Чернокожие актеры все чаще играют в исторических фильмах и сериалах, где их появление еще несколько лет назад было крайне трудно представить

Возможен ли черный расизм?

Очень спорный вопрос. Одни говорят, что черные только борются за свои права, а белые в силу комплекса вины за рабство и колониальное прошлое должны помогать черным в деле позитивной дискриминации.

Другие же отмечают, что идея о господстве белого человека дала толчок идее о могуществе черного человека. И так называемый негритюд (доктрина самобытности и самоценности черной расы) приведет к насилию в отношении белых. Главный аргумент — опыт ряда стран Африки по изгнанию и насилию в отношении белых после деколонизации.

Кто рупоры политкорректности?

В первую очередь известные западные газеты либерального толка. Флагман — известный таблоид New York Times. Журналисты издания радикально подходят к пересмотру колониального прошлого западных стран. Например, росчерком пера сотрудника газеты Наполеон Бонапарт, помимо титула «величайшего тирана», получает еще статус «иконы идеи превосходства белой расы» за его решение возродить рабство во французских колониях в 1802 году.

Французская газета Le Monde радостно отмечает «прогрессивные» изменения в известной Парижской опере. Из постановок убирается все связанное с расизмом и сексизмом. Классика изменяется до неузнаваемости.

Что делают со скептиками расового вопроса?

Их «отменяют», в буквальном смысле слова. В отношении инакомыслящих работает «культура отмены» — человек лишается поддержки и подвергается осуждению в обществе, в том числе в онлайн-среде. Например, британский телеведущий Пирс Морган покинул шоу Good morning Britain под давлением общественности за свою критику Меган Маркл. Журналист раскритиковал жену принца Гарри за жалобы на скрытый расизм в королевской британской семье и в целом за неуважение к монархии. Реакция со стороны общественности не заставила себя ждать — и журналист уволился «по собственному желанию».

Как далеко заходит борьба с расизмом?

До абсурда. Когда препятствием для работы становится принадлежность человека к «белым угнетателям».

В Нидерландах недавно разразился скандал. Филологу Мареке Рейневелд поручили перевести на голландский язык стихотворение американской поэтессы Аманды Горман «Холм, на который мы восходим». Стих стал известным после прочтения на инаугурации Джо Байдена. Однако к переводчику появились претензии.

Претензии к профессионализму, скажете вы? Рейневелд лауреат престижной Букеровской премии в английской литературе. Сложно придраться.

Или к ее возрасту? Ведь Рейневелд всего 29 лет. Возможно, слишком юная.

Нет, претензии к цвету кожи. Критики посчитали, что перевод стихотворения чернокожей женщины Горман может сделать только …. другая чернокожая женщина. И точка. И критикам все равно, что Горман поддержала возможный перевод Рейневелд.

А есть ли в России расизм?

Сложный вопрос. Официально любая дискриминация запрещена. Распространяющие расизм лица преследуются по закону. Бытовой расизм у нас все же есть. Хотя он и направлен, в первую очередь, против неславянских народов. Однако удивительно не столько его существование, сколько общественная реакция на его проявления. Например, в июне 2020 года водитель сервиса «Яндекс.Такси» в Брянске отказался везти чернокожего студента из Конго, открыто признавшись в собственном расизме. На следующий день водитель был уволен. Ряд пользователей соцсетей поддержали водителя и осудили компанию за такой шаг в период пандемии.

Каков итог?

Расизм — отвратительное явление. Результаты возведения в абсолют расистских теорий мы ярко видели на примере Третьего рейха и преступной политики Адольфа Гитлера. Борьба с расизмом должна быть. Слишком много негативных явлений осталось со времен рабства и расовой сегрегации.

Однако борьба с расизмом не должна превращаться в наступление всех против белых, сохраняя адекватные и разумные формы защиты прав всех рас.

Поделиться: