Историческая память студентов Ростовской области: эффективность историко-патриотических мероприятий

В марте 2022 года Ростовский областной суд признал геноцидом преступления, совершенные немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками на территории Ростовской области во времена Великой Отечественной войны.

Специалисты НЦПТИ провели социологический опрос среди студентов вузов Ростовской области, чтобы выяснить, что именно они знают о преступлениях гитлеровцев на территории Ростовской области и как относятся к проводящимся в память о жертвах этих преступлений патриотическим мероприятиям.

В опросе приняли участие 627 человек.

Ответы на первый блок вопросов показывают как преподносится в молодежной среде тема Великой Отечественной войны.

Мы спросили респондентов о форматах проводимых мероприятий. По результатам опроса, самым популярным форматом является классный час (80,3%).

В университете классные часы сменяются лекциями (66,6%), гораздо чаще студенты становятся участниками тематических форумов и конференций (26,4% в школе, 39,5% в университете).

Однако, стоит принять во внимание 4,8% респондентов, ответивших, что о событиях Великой Отечественной войны на территории Ростовской области в университете им не рассказывали.

Второй блок вопросов был посвящен знанию основных событий Великой Отечественной войны на территории Ростовской области.

Ростовская область подвергалась оккупации немецко-фашистскими захватчиками и пособниками два раза.

8 октября 1941 года немецкие войска впервые вторглись в Ростовскую область и только в конце ноября были отодвинуты Красной армией.

Танк КВ-1 на базарной площади Ростова-на-Дону. Вид с улицы Московской на Буденновский проспект. Машина образца 1941 года имеет усиленную сварную башню поздних производственных серий с 76,2-мм пушкой ЗиС-5. Лето-осень 1942 года. Источник: https://waralbum.ru/374/

Вторая оккупация длилась с июля 1942 года до середины февраля 1943 года. Мы предложили варианты ответа, два из которых были верными.

Посмотрим на ответы студентов:

  • 43,7% опрошенных выбрали только даты второго периода оккупации;
  • даты только первой оккупации выбрали 11,3%;
  • правильный ответ (с указанием дат двух оккупаций) выбрали только 15,5%;
  • четверть респондентов не смогла ответить на этот вопрос (25,3%).

С учётом большой погруженности студентов в интернет, мы изучили, как обстоит дело с освещением этих событий в медиа. Публикаций о дне первого освобождения Ростова-на-Дону (29 ноября), гораздо меньше, чем о втором освобождении города (14 февраля) при анализе новостных публикаций за 2022 год.

Следующий вопрос касался мест массовых преступлений немецко-фашистских захватчиков в Ростовской области.

Историки выделяют несколько таких мест, одним из которых является Змиевская балка. Это самое большое место по числу жертв геноцида на территории России: здесь было умерщвлено различными способами около 27 тысяч человек. Змиевскую балку отметили 48,9% опрошенных. Среди предложенных вариантов также была Петрушинская балка в Таганроге (11%) – сегодня там размещён обелиск в память о тысячах жертв оккупационного режима. Ещё одно место, которое имеет печальную историю – шахта имени Красина в городе Шахты. В шурфе шахты было обнаружено около 3,5 тыс. погибших (отметили 8% респондентов). Порядка половины студентов не смогли назвать ни одного места преступлений фашистских преступников (42,4%).

Количество жертв, подвергшихся геноциду со стороны немецких захватчиков, по последним данным составило 182 тысячи челок. Лишь треть студентов (34,7%) смогла назвать точную цифру. 38,5% респондентов признались, что не знают правильного ответа. 26,8% правильного количества жертв назвать не смогли, а поскольку ответ на вопрос был однозначный, предположим, что ответ выбирался наугад.

О признании действий немецко-фашистских захватчиков на территории Ростовской области геноцидом знают 51,8% опрошенных.

Жители Ростова-на-Дону во дворе городской тюрьмы опознают родственников, убитых немецкими оккупантами (Эммануил Евзерихин, февраль 1943 года). Источник: https://waralbum.ru/25973/

Особый интерес для нас представлял вопрос с развернутым ответом: «По Вашему мнению, что такое геноцид?». Мы попросили студентов дать развернутый ответ на этот вопрос, чтобы понять, осознают ли студенты о каких преступлениях нацистов идет речь. Ответы показали, чёткого понимания термина «геноцид» у студентов нет.

Термин «геноцид» ввёл Рафаэль Лемкин, автор книги «Правление государств «Оси» в Оккупированной Европе». Само слово состоит из греческого «jeno» – народность, племя, а также латинского слова «side» – убивать. Правовой статус термин получил с принятием «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» в 1948 году.

Поскольку ответ на данный вопрос респондентам нужно было написать самостоятельно, мы разделили полученные результаты на смысловые блоки.

Большинство студентов правильно отмечают, что в основе геноцида лежит истребление, уничтожение, массовые убийства (89,8%). Но если посмотреть на формулировки, то есть неточности.

17,4% определяют геноцид как истребление, уничтожение по национальному признаку. 3,2% считают, что геноцид – уничтожение по расовому признаку. Такие формулировки являются некорректными, так как под геноцидом понимается любая форма дискриминации, включающая в себя дальнейшее уничтожение.

Геноцид – преступления фашистского режима. Так считают 0,9% опрошенных. Очень часто термины «фашизм» и «нацизм» отождествляются, хотя это два разных политических течения.

Лишь несколько респондентов упомянули насильственное переселение как одно из действий, относящихся к геноциду.

Ни один из респондентов не указал, что к геноциду относится также насильственное воспрепятствование к деторождению, принудительные передачи детей, чем занималось гитлеровское правительство в годы своего правления.

На вопрос о том, считают ли студенты преступления немецко-фашистских захватчиков, совершенные во времена Великой Отечественной войны, геноцидом, мы получили следующие ответы:

95,9% опрошенных выбрали ответ «да». Но небольшой процент респондентов выразил несогласие с этой точкой зрения (2,4%), некоторые высказали свои мысли в открытом ответе (1,7%). Среди таких ответов было мнение, что уничтожение евреев является геноцидом, а в отношении других национальностей те же преступления геноцидом не являются. Такая неверная репрезентация исторических событий приводит респондента к выводу, что уничтожение одной группы является геноцидом, а другой – нет, что в корне является неверным. Эту проблему мы выделили и в вопросе выше: отсутствие понимания терминологии искажает представления о прошлом. Несмотря на то, что детям рассказывают о геноциде в школе, нет четкого понимания исторических событий.

Следующий блок вопросов касался не столько знаний, сколько выяснение отношения и позиции респондентов в отношении ряда вопросов. Мы поинтересовались у студентов, какие форматы они считают эффективными для освещения событий Великой Отечественной войны. В числе названых студентами вариантов: показ документальных или художественных фильмов, походы в музеи, исторические реконструкции, тематические материалы в социальных сетях вуза, лекции.

Среди ответов также были и другие варианты: встречи с ветеранами, поисковые работы, различные экскурсии, викторины.

Самым популярным ответом оказался «показ документальных или художественных фильмов», на втором по популярности месте ответ о походах в музеи. Значительная часть респондентов эффективным форматом просвещения называют исторические реконструкции – уникальный способ сохранения памяти и полного погружения в атмосферу эпохи.

Как можно заметить, лекциям студенты предпочитают интерактивные форматы мероприятий.

Как же можно донести знания об опыте прошлых лет таким образом, чтобы это было интересно молодежи? Посмотрим на примерах Ростовской области.

В Кумженской роще в годы Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои, а сегодня это музей под открытым небом. В этом месте была организована военно-историческая реконструкция освобождения Ростова-на-Дону в 1941 году с репликами техники тех лет.

В этнопарке проходят и другие военно-исторические реконструкции, которые могут посмотреть все желающие. Исторические реконструкции позволяют не просто рассказать, но и показать происходившие события, а целевой аудитории погрузится и соприкоснуться с историей.

В Донском военно-историческом музее есть контактный музей военной техники времен Великой Отечественной войны, где можно изучать представленные экспонаты: танки, стрелковое оружие, автомобили и другие предметы. Очень интересный формат, когда можно не просто посмотреть на вещь за стеклом, но и есть возможность прикоснуться к ней.

Передвижной интерактивный музей, состоящий из десяти тематических вагонов. В поезде находится около 150 скульптур, тысячи единиц реквизита и различные экраны, проекторы для полного погружения в эпоху. Каждый вагон имеет свою концепцию: в первом вагоне показывают мирное довоенное время, в третьем — обстановку концентрационного лагеря, один из вагонов посвящён победе советских народов в Великой Отечественной войне.

Поезд, как пишут на сайте проекта, является метафорой жизни. Если нет возможности посетить сам музей, то можно посмотреть виртуальный тур на сайте проекта.

Проведённый нами опрос демонстрирует «слепые зоны» и общий уровень осведомленности студентов о событиях Великой Отечественной войны на территории Ростовской области: далеко не всем известно о датах оккупации, места массовых преступлений, количество жертв, которые подверглись геноциду на данной территории. Есть пробелы и в терминологии: у студентов нет чёткого понимания термина «геноцид».

Тем не менее, студенты согласны с тем, что тема Великой Отечественной важна для освещения в молодёжной среде (88,2%).

Необходимо разрабатывать и применять новые методики предоставления информации о Великой Отечественной войне, так как именно учебные заведения закладывают фундамент исторического знания у молодежи. Результаты показывают, что студентам гораздо интереснее интерактивные форматы, чем сухая информация из учебника. Интересные интерактивные мероприятия не только знакомят с историческим прошлым, но и способны вызвать интерес к его изучению.