* В статье упоминается об организациях, признанных экстремистскими на территории Российской Федерации.
Научный прогресс и технологии… они оказывают свое воздействие на все аспекты жизни общества, и на процессы, которые с обществом происходят. Если раньше в массовом сознании революции и госперевороты ассоциировались с тайными и нелегальными собраниями, расклейкой плакатов и листовок, агитацией на улицах и телеграфом, то с 2011 года эти ассоциации поменялись на толпу с телефонами, активно взаимодействующими между друг другом через социальные сети.


Мы не зря упоминаем 2011 год, так как в разных частях мира происходили социальные протесты, а популярный журнал Time назвал «человеком года» собирательный образ повстанца. В это время массовые беспорядки и протесты проходили в Великобритании, России, США, Греции, Испании, Йемене и Бахрейне. В Египте, Ливии, Тунисе и Сирии произошли госперевороты и в массовом обиходе появился термин «твиттер*-революция».
Кончено, сам термин возник ранее, в 2009 году на фоне протестов в Молдавии (автор термина журналист и политолог – Евгений Морозов). В республике после выборов в парламент молодежь под девизом «нечестные выборы» вышла на массовые протесты. Началось все с того, что некоммерческие организации HydePark и ThinkMoldova через социальные сети (преимущественно Twitter*) рассказали людям о нечестных выборах и призвали всех принять участие во флэшмобе. Для этого нужно было прийти на главную площадь Кишинева с зажженной свечой. На площади собралось около 10 тысяч человек. Информирование о протестных мероприятиях и их координация проходила через социальные сети. В результате массовых волнений в республике были назначены перевыборы, что привело к потере голосов у правящей коммунистической партии.

В 2011 г. понятие «твиттер-революция» окончательно закрепилось в СМИ и массовом обиходе. На Ближнем Востоке происходили массовые протесты и госперевороты – так называемая Арабская весна. В Тунисе протестующие через Twitter* координировали свои действия, согласовывали направление толпы, публиковали свежие данные с мест. В Египте в Twitter* в микроблогах стали создавать протестные объединения и стихийно назначили дату восстания. Власти Египта заблокировали социальные сети, а затем отключили интернет. Однако протестующие при помощи смс-сообщений и сторонних приложений (например: приложение от Google, позволяющее пользоваться Twitter* без интернета) продолжили координировать свои действия, что привело к отставке президента. В этом же году происходят погромы в Лондоне, протесты в Испании, Турции. В США происходит акция протеста «Захвати Уолл-стрит». В России проходят массовые протесты после выборов в Государственную думу VI созыва, где протестные акции также организуются и освещаются через социальные сети.


Twitter* позволил протестующим оперативно обмениваться информацией и производить множество действий:
· информировать о происходящем (в том числе в режиме реального времени);
· создавать сообщества (не выходя из дома);
· координировать действия (назначать даты и места, направлять движение, производить необходимые действия и т.д.).
В Турции во время массовых протестов в 2013 году помимо Twitter* протестующие массово использовали Facebook*, Tumblr и Youtube. Как и в 2011 году, мятежники координировали свои действия в реальном времени, однако увеличилось количество видеозаписей и пропагандистских материалов, распространяющихся через социальные сети.
В 2013 году, на Украине развиваются протестные акции в центре Киева в связи с приостановкой подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. В Facebook* происходят призывы к протестам, организуются волонтерские группы, демонстранты писали о том, какие материалы и что им требуется, где располагаются правоохранители и т. д. Также через социальные сети протестующие привлекают внимание западной прессы. Киевляне активно использовали приложение Zello – это интернет-аналог рации, для того чтобы связываться друг с другом и докладывать о происходящих событиях.


Больше различных технологий протестующие использовали во время демонстраций в Гонконге (2019–2020 гг.). Координация и призывы выйти на улицы осуществлялись, как в остальных событиях, через Twitter* и Facebook*. В Tinder на своих страницах мужчины и женщины стали публиковать призывы к «прогулке» на улицах. Активно создавались оппозиционные Telegram-чаты и каналы, через которые рассылались провокационные и пропагандистские материалы с призывом к протесту. Мятежники ведут прямые трансляции через Instagram* и Twitch, загружают аудио и фотоматериалы в облачный сервис Dropbox, откуда все эти материалы скачивают администраторы Telegram-каналов и чатов с последующим распространением. Также в Telegram проводятся опросы участников в реальном времени (на какую из улиц переместиться, входить в столкновение с полицией или нет). Используются Google-карты на которые наносятся в реальном времени места расположения отрядов полиции и протестующих. Создаются новые пропагандистские материалы (с акцентом на жестокость полиции и властей) и распространяются через социальные сети и сервисы. Демонстранты использовали VPN для того, чтобы их сложнее было отследить в сети.

Конечно, мы не стали подробно рассматривать каждую протестную акцию. Помимо уже упомянутых, стоит вспомнить про протесты против саммита G-20 в 2017 г. в городе Гамбург в ФРГ; массовые протесты в Республике Беларусь, после избрания президентом Александра Лукашенко; массовые акции протеста в США, начавшиеся 26 мая 2020 г – в связи с гибелью Джорджа Флойда во время ареста, а также многие другие. В каждом случае помимо всем известных «глобальных» социальных сетей и сервисов использовались локальные социальные сети, сайты, форумы, сервисы и программы. Каждая акция протеста начиная с 2010-х годов уникальна, однако специалисты выделяют некоторые общие черты, характерные для всех протестов, в которых использовались новые телекоммуникационные технологии.
Люди, участвующие в таких протестах, используя новые интернет-технологии проходят три стадии: обсуждение, вовлечение, организация. Как это выглядит на практике? Сперва в социальных сетях (форумах, сервисах) каждый делится своей точкой зрения по проблеме. Вслед за этим участники приглашают своих друзей и знакомых к обсуждению. Тем самым количество единомышленников растет, растет и количество людей, готовых к действиям. После чего появляются организаторы и координаторы протеста. Из доступных для данного региона и общества технологий выбираются наиболее подходящие для конкретной задачи.
В последующих материалах мы более подробно рассмотрим технологии протеста на примере отдельных акций протеста.