СТАТЬЯ

баннербаннер
Вернуться к журналу
Статья
195
30 сент. 2025 г.

Противодействие деструктивному информационно-когнитивному воздействию в рамках обеспечения комплексной безопасности образовательного пространства

Чурилов Сергей Анатольевич — директор НЦПТИ, г. Ростов-на-Дону.

Венцель Сергей Владимирович — кандидат политических наук, начальник отдела аналитической и образовательной деятельности НЦПТИ, старший преподаватель кафедры регионалистики и евразийских исследований ЮФУ, г. Ростов-на-Дону.


Задача обеспечения комплексной безопасности образовательного пространства в современных условиях является одной из ключевых для руководства любого вуза и включает в себя целый перечень направлений: антитеррористическая защищенность, пожарная безопасность, гражданская оборона, информационная безопасность, профилактика распространения деструктивных явлений среди обучающейся молодежи и педагогического состава.

Особую роль на стыке информационной безопасности и профилактики играет обеспечение информационно-когнитивной защищенности — состояния максимальной сохранности и устойчивости основных для индивидуального и коллективного сознания ценностей и поведенческих моделей. Такие ценности и модели поведения обеспечивают в целом жизнеспособность отдельных людей, коллективов и всего общества, а также позволяют им ориентироваться в современном мире и успешно противостоять внешним и внутренним вызовам.

Сегодня на поведение отдельных людей, коллективов и общества в целом оказывается сильное информационно-когнитивное воздействие. Оно заключается во влиянии на сознание с помощью современных технологий (от видеохостингов и мессенджеров как площадок распространения до искусственного интеллекта как инструмента создания контента), целью которого является изменить систему убеждений, ценностей и взглядов, а также саму модель поведения.

Такое определение является подходящим как для конструктивного воздействия со стороны общества и государства (например, при работе с отдельными группами, которые находятся в радикальной оппозиции), так и для деструктивного. В краткосрочной перспективе деструктивное информационно-когнитивное воздействие приводит к слому индивидуальных и коллективных норм и моделей, в результате чего некоторые граждане могут совершить правонарушение (от финансирования экстремистской деятельности до осуществления госизмены) или покинуть страну проживания. В долгосрочной перспективе оно способно привести к изменению общества и государственных институтов, внедрению новых практик восприятия реальности и моделей поведения. Результатом может стать сильная поляризация внутри общества или возникновение конфликтов, в том числе с применением насилия. Ярким примером является украинский опыт с 2004 года (Оранжевая революция) до современных событий периода СВО. Информационно-когнитивное воздействие, по мнению российского политолога и медиатехнолога Семёна Уралова, проявляется в двух форматах:

1. Когнитивные волны — постоянные волнообразные формы транслирования установок и ценностей, которые постепенно видоизменяют поведение и систему взглядов человека. Яркий пример — многолетнее транслирование медиакомпанией «Радио Свобода» (включена в перечень нежелательных организаций) установок о «репрессиях и преследованиях в России», «притеснениях коренных народов страны, русификации и ликвидации национальных культур», а также «незаконной аннексии Крыма и разжигании войны на Донбассе».

2. Когнитивные удары — стремительные формы транслирования и закрепления в сознании людей взглядов, а также готовых моделей поведения, которые могут привести, в том числе, к нарушению действующего законодательства. Примером когнитивного удара является транслирование иноагентами и зарубежными ресурсами в 2022–2023 годах призывов уехать  из России для «сохранения своего будущего», которые сопровождались видеоинтервью с покинувшими страну известными личностями. Преподносился преимущественно стандартный набор тезисов: «Россия не выдержит санкций, ее экономика обречена», «в России молодежь более не найдет для себя возможностей хорошо жить и зарабатывать» и т. д. Основной целевой аудиторией подобного воздействия выступала российская молодежь.


Цель когнитивных ударов заключается в выведении человека и целых коллективов из эмоционального равновесия, разрыве социальных связей внутри групп, лишении людей личностных черт и превращении их в толпу. Такая толпа может стать ударной силой для совершения незаконных политических акций и обеспечения попыток воздействия на государственную властьили ее свержения. Последствия прослеживаются во множестве случаев:

— попытка «цветной революции» в Республике Беларусь в 2020 году после объявления результатов выборов президента. Основным средством координации выступил телеграм-канал «Nexta»*, администраторы которого находились в Польше. В акции протестов вовлекли разные группы, включая обучающихся школ и вузов, учителей и т. д.;

— незаконные акции протеста по всей России после начала СВО и объявления частичной военной мобилизации в 2022 году, среди основных участников которых были представители обучающейся молодежи;

— протесты в Грузии в 2024 году после парламентских выборов, победу на которых одержали евроскептики из партии «Грузинская мечта». Среди протестующих преимущественно были студенты вузов, представители получающих зарубежные гранты НКО, а также украинская диаспора.

Выявить подверженного когнитивным ударам можно по ряду признаков:

1. Зависимость от информации. Человек не расстается со смартфоном или планшетом, поскольку это устройство для него — основной источник информации. Без доступа к информационным потокам, которые держат его в постоянном эмоциональном возбуждении, человек начинает испытывать психологический или физиологический дискомфорт.

2. Нестабильное эмоциональное состояние. Под воздействием информационных потоков и их сопровождающих когнитивных ударов у человека постоянно меняется настроение, причем в течение дня проходит несколько циклов: от эмоционального подъема и радости до апатии, гнева и ярости.

3. Исключительная зацикленность на преимущественно политизированных темах. Человек, на которого оказывается негативное когнитивное воздействие, готов разговаривать только по одному перечню вопросов и может начать вести себя агрессивно, если его собеседник попросит переключиться на другие темы или вовсе будет высказывать иные точки зрения.

4. Фрагментарный характер мировоззрения. Восприятие окружающего будет состоять из отдельных фактов, наборов идей и установок, часто противоречащих друг другу. Фрагментация сознания является следствием разрушения системной картины мира, которая включает и причинно-следственные связи между событиями и явлениями, и адекватное понимание сложности общественных процессов без исключительно черно-белого деления.

5. Отсутствие устойчивой системы ценностей. Человек за короткий промежуток времени может сменить противоречащие друг другу модели поведения: от «радикального оппозиционера» до «ура-патриота».


Постоянное деструктивное информационно-когнитивное воздействие может привести к достаточно негативным последствиям на уровнях отдельно взятой личности, коллективов и государства.

Благодаря такому воздействию личность находится в состоянии постоянных «эмоциональных качелей», результатами подверженности которым становятся психологический надлом, выгорание и развитие психосоматических заболеваний. Далее могут проявиться несколько моделей поведения:

— осознанное дистанцирование от обсуждения с педагогами или специалистами по профилактике любых политизированных тем, а также тех вопросов, которые находятся на стыке с актуальными событиями. Например, 
в ходе некоторых мероприятий со студентами, которые проводили специалисты Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ) в разных регионах России, среди некоторых из обучающихся проявлялось нежелание участвовать в исторических викторинах по тематике Великой Отечественной войны и психологических тренингах по защите от вербовки и мошенничества;

— проявление делинквентного поведения — антиобщественного противоправного поведения в форме действия (например, финансирования террористических или экстремистских организаций) или бездействия (например, несообщения о готовящемся преступлении). Яркая иллюстрация — действия террористки Дарьи Треповой, совершившей в 2023 году подрыв кафе
в Санкт-Петербурге и убившей военкора Владлена Татарского. Есть несколько примеров и среди обучавшихся в вузах: в 2023 году студент-программист из Томска получил задание от украинской хакерской группы Cyber Anarchy Squad и совершил атаки на городские информационные ресурсы. В итоге 
был привлечен к ответственности за государственную измену. В том же году воронежский студент добровольно вступил в контакт с украинскими спецслужбами, собирал информацию для них, а также вступил в террористическую организацию «Легион "Свобода России"»;

— снижение вовлеченности в общественно полезную и любую конструктивную для общества и государства деятельность без совершения каких-либо противоправных действий. Иными словами, человек сознательно отказывается реализовывать свой потенциал для блага страны
и государства, хотя до этого мог активно участвовать в волонтерских проектах, работать в государственных и общественных структурах и т. д.

На уровне коллективов худшими последствиями деструктивного информационно-когнитивного воздействия являются паралич процессов внутри группы и разжигание конфликтов между ее членами. В преподавательских коллективах это может приводить к противоправному влиянию как на обучающихся, так и на собственных коллег через транслирование экстремистских установок и призывов к различным несанкционированным действиям. Ярким примером является деятельность «Альянса учителей», тесно связанного с экстремистской организацией «ФБК». Позиционируя себя в качестве «независимого профсоюза», данная организация систематически призывала к антиконституционным действиям, а летом 2022 года начала собирать личные сведения российских учителей, которые поехали работать в школы ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, для их передачи Службе безопасности Украины.

Если рассматривать последствия деструктивного информационно-когнитивного воздействия
на государственном уровне, то наиболее худшим вариантом является полный паралич органов власти и совершение «цветной революции». Хрестоматийный пример — события на Украине
в 2013–2024 годах, когда произошел госпереворот и к власти пришли сторонники идей украинского национализма. В 2025 году украинский опыт деструктивного информационно-когнитивного воздействия на органы власти дополнился еще одним случаем 
— инспирированными из западных стран молодежными акциями протеста по поводу ограничения полномочий Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП). Организации были созданы по инициативе США после событий 2014 года для контроля за коррупционными потоками внутри украинских элит. Почему обозначен данный пример в контексте деструктивного информационно-когнитивного воздействия? На фоне проводимой тотальной мобилизации, коллапса украинской демографии, паралича многих сфер жизни и постепенной сдачи позиций ВСУ единственным поводом для того, чтобы выйти на улицы и выразить протест против киевского режима, стала попытка снижения контроля украинских властей со стороны зарубежных институтов. Украинский пример на долгие годы станет одним из основных полей для исследования деструктивного информационно-когнитивного воздействия, развития национализма и социальной антропологии в целом.

Как противодействовать деструктивному информационно-когнитивному воздействию? Выработано достаточное количество мер для работы на трех основных уровнях: государственном, коллективном и личностном.

Среди мер государственного уровня следует выделить:

1. Обеспечение законодательных изменений в сфере образования, науки, просвещения и информационного пространства, введение и ликвидация определенных практик, не отвечающих современным вызовам. Например, введение «Разговоров о важном» в образовательный процесс как инструмента разъяснения общественных реалий и процессов
для школьников (одной из наиболее уязвимых категорий перед деструктивным воздействием).

2. Регулирование информационного поля, сопровождающееся разработкой и внедрением собственных площадок для распространения информации (например, VK Видео или RuTube
в контексте видеоблогинга), а также ограничением доступа к определенным ресурсам в силу нарушения ими национального законодательства (например, блокировка в марте 2022 года Instagram и Facebook вследствие признания корпорации Meta экстремистской организацией, продуктами которой являются данные приложения).

3. Наполнение собственного информационного поля различными видами контента: от информационно-просветительского, направленного на разъяснение актуальных общественно-политических явлений, исторических событий, до профилактического, цель которого — нивелировать последствия деструктивного воздействия и объяснить, почему оно является таковым (как для отдельных личностей, так и для всего общества). Разработка и распространение подобного контента может происходить и благодаря предоставлению грантов и субсидий различными фондами для НКО, работающих в рамках отечественного правового поля. Позитивным примером является интернет-шоу «Переменка», разработанное АНО «Интернет без угроз» благодаря грантовой поддержке (см. рисунок 1).



Рис. 1. Выпуски интернет-шоу.


4. Защита общества от тех лидеров мнения и медиаличностей, которые будучи гражданами России стали ретрансляторами деструктивного информационно-когнитивного воздействия. Основной инструмент — придание статуса иноагента, который предполагает значительные ограничения: например, невозможность производства и распространения информационных материалов среди несовершеннолетних, запрет на образовательную деятельность и т. д. Как показывает практика, несоблюдение требований законодательства (например, неуказание соответствующей маркировки материалов, распространяемых иноагентом) приводит к привлечению к уголовной ответственности по ст. 330.1 УК РФ («Уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации об иностранных агентах»).

5. Предотвращение доступа деструктивного влияния в сферу образования, науки, просвещения
и некоммерческого сектора. Основной инструмент в России — признание иностранных организаций нежелательными с запретом как на их деятельность внутри страны, так и на взаимодействие российских граждан и юридических лиц с ними. Среди уже признанных нежелательными есть те организации, которые с 1990-х годов активно работали в России в сфере науки и высшего образования: фонд «Открытое общество» (США), «Германо-российский обмен» (ФРГ), «Оксфордский российский фонд»,  «Британский совет» (Великобритания)и некоторые другие.

Основная задача сейчас — разъяснить обучающимся, педагогам и ученым, что в настоящее время сотрудничество или финансирование нежелательных организаций может стать основой
для привлечения к юридической ответственности. Например, сдача экзамена на знание английского языка IELTS, который проводится «Британским советом», не рекомендуется, поскольку может рассматриваться как финансирование нежелательной организации (ст. 284.1 УК РФ). Причем запрет на сотрудничество распространяется не только на территорию России: если российский ученый, находясь за рубежом, будет работать на одну из нежелательных организаций, это также может стать причиной для судебного разбирательства.

Меры уровня коллективов и организаций по противодействию деструктивному информационно-когнитивному воздействию предполагают, первоочередно, работу над сплочением групп людей, формированием среди них необходимых умений по конструктивному взаимодействию друг с другом, а также навыков по работе с различными информационными потоками. Иными словами, это выстраивание на системной и плановой основе профилактической и просветительской работы среди обучающихся, а также педагогов.

Что важно учитывать при формировании информационно-когнитивной устойчивости среди обучающейся молодежи и педагогов?

1. Необходимость регулярного информационного и профилактического воздействия как в очном, так и в онлайн режимах. Речь идет не только о постоянном проговаривании
с молодежью о том, какие статьи 
УК РФ предусматривают ответственность за содействие террористическим и экстремистским организациям, но и о формировании позитивных смыслов (например, донесение информации о возможностях самореализации в рамках выбранной специальности, участия в общественно полезной деятельности или о формах досуга), об историческом (рассмотрение важных событий прошлого и ключевых исторических персонажей) и общественном просвещении (например, обсуждение современных ключевых достижений страны и ее граждан).



Рис. 2. Выступление об исторических достижениях России перед школьниками Херсонской области в рамках проекта «Научный десант».


Позитивный пример – проект Минобрнауки России «Научный десант», направленный на популяризацию научных достижений и истории России в регионах Донбасса и Приазовья среди обучающихся и педагогов (см. рисунок 2).

В медиаресурсах образовательной организации в этом могут помочь регулярные посты о ключевых достижениях в сфере науки, участии и победах обучающихся в соревнованиях и олимпиадах, введение в эксплуатацию новых корпусов и нового исследовательского оборудования и т. д. Все это формирует позитивную повестку, благодаря которой обучающиеся могут получить уверенность как в сегодняшнем дне, так и в завтрашнем, а также приобрести примеры для подражания.

2. Подверженность нашего мозга и нас в целом определенным пристрастиям и слабостям. Каждый из нас — человек, который не может функционировать постоянно, как робот. Важно обеспечить обучающихся возможностями отдыха и конструктивного времяпрепровождения, особенно это касается наиболее уязвимых перед деструктивным воздействием групп риска. Например, для иностранных студентов, сложность адаптации которых напрямую связана со знанием языка и скоростью погружения в местную специфику, следует организовывать игровые мероприятия для формирования состояния безопасности и доверия.

3. Важность приучения к регулярному использованию критического мышления, особенно в тех ситуациях, где неправильные действия могут привести к негативным последствиям. Есть две формы мышления: докритическое (поступление информации сразу приводит к действиям) и критическое (между двумя обозначенными фазами есть критическое осмысление поступившей информации). Важно помнить, что при получении информации у людей сначала происходят эмоциональные реакции, а затем уже включается рациональное осмысление. Исполнители информационно-психологических операций особенно часто используют данную слабость. Например, в начале СВО украинские ресурсы массово атаковали пользователей Рунета фотографиями и видео с последствиями ракетных атак в украинских городах. В ходе битвы за Мариуполь украинские ЦИПсО демонстрировали фото разрушенного Драматического театра, обвиняя
в его обстреле ВС РФ.

4. Накопившиеся сложности внутри гуманитарных дисциплин, в том числе в отечественном научном пространстве. Результат — неспособность объяснения и прогнозирования многих общественных явлений, а также некорректное применение терминологического аппарата. Многие термины из политологии, социологии и других гуманитарных наук либо слишком пространны (например, «фундаментализм» или «экстремизм»), либо слишком политизированы (например, «патриотизм») и даже дискредитированы («демократия», «PR-кампании» и т. д.). Данный фактор усложняет коммуникацию с аудиторией для просвещения и профилактики.

Для достижения положительного результата в профилактике специалисту важно решить три вытекающие друг из друга задачи:

1. Получить доверие или хотя бы возможность быть услышанным среди аудитории. Тот факт, что люди физически находятся в одном пространстве, совсем не означает, что они находятся с вами
в коммуникации.

2. Предотвратить вовлечение людей в противоправную деятельность. Важно рассказать о том, почему явление деструктивно, почему человеку не следует во что-то вступать.

И здесь мы работаем по четырем основным направлениям:


— формирование основ психологической устойчивости как способности адаптироваться к жизненным трудностям и справляться со стрессом. Направление включает в себя работу с обучающимися по развитию навыков самоконтроля и адаптивности, формированию чувства оптимизма, а также привитию осознания ответственности за совершаемые действия;

— обучение исторической грамотности как комплекса знаний и навыков исторического характера для ориентации в современном мире. Первоочередная задача — сохранение и приумножение полученных в школе знаний, а также их углубление (например, уже в сфере изучаемой дисциплины). Вторая важная задача — развенчивание исторических мифов антироссийского характера, которые сегодня стали неотъемлемой частью иностранного деструктивного информационно-когнитивного воздействия. Среди позитивных примеров – проект «Подвиг.РФ», в рамках которого разработана выставка по развенчиванию основных деструктивных исторических мифов о Великой Отечественной войне (см. рисунок 3);




Рис. 3. Выставка проекта НЦПТИ «Подвиг.РФ», посвященная развенчиванию основных деструктивных исторических мифов о Великой Отечественной войне.


— развитие навыков работы с информационными потоками, определения потенциальной деструктивности и конструктивности, а также критического отношения к любой распространяемой и потребляемой информации. Как минимум, донесение информации о необходимости дистанцирования от тех каналов, которые вызывают на постоянной основе нестабильное эмоциональное состояние и являются носителями когнитивных ударов;


— демонстрация моделей выстраивания коммуникации с другими людьми.

Коллектив в целом способен оказывать воздействие, в том числе профилактического характера, на тех, кто демонстрирует отклоняющиеся модели поведения. В результате каждый участник коллектива будет предварительно задумываться о совершении или несовершении определенных действий. Взаимодействие в коллективе обеспечивает выработку у человека умения слушать и дает возможность быть услышанным, а также позволяет принять наличие других точек зрения по разным вопросам, что может предотвратить формирование «черно-белого» мировоззрения.

3. Вовлечь в позитивную и конструктивную деятельность. Это самая сложная задача, поскольку активистов в каждой образовательной организации не так много, если ориентироваться на общее количество обучающихся. Такое вовлечение при правильном подходе позволит сформировать достаточно устойчивую группу единомышленников из числа обучающихся, которые станут ретрансляторами позитивных установок и ценностей среди своих одногруппников, а также других студентов при взаимодействии на мероприятиях или в качестве наставника или куратора. Позитивный пример – Школа студенческого актива «Форпост», реализованная НЦПТИ уже дважды: в 2024 году среди студентов Белгородской области, а в 2025 году — в ДНР (см. рисунок 4).



Рис. 4. Новость о Школе студенческого актива «Форпост» в ДНР.


На личностном уровне для обеспечения защищенности от деструктивного информационно-когнитивного воздействия рекомендуется следующее:


1. Собственное активное вовлечение в общественную, научную или спортивную жизнь образовательной организации. В свою очередь, обеспечение такими возможностями — одна из ключевых задач образовательной организации. Постоянный контакт и чувство сопричастности к общему позитивному делу будут, с одной стороны, выступать как элемент самопрофилактики при взаимодействии с деструктивным воздействием. С другой стороны, это обеспечит реализацию собственного потенциала, а для образовательной организации — формирование актива, на который можно положиться в различных ситуациях.

2. Формирование психологически и ценностно безопасного собственного медиаполя. Если в перечне каналов или сообществ есть те, которые вызывают негативные эмоции или способствуют развитию депрессии, лучше от них отписаться для сохранения эмоционального равновесия. При необходимости лучше ограничить количество ресурсов по общественно-политической тематике, оставив только зарекомендовавших себя экспертов (не нарушающих при этом российское законодательство), а также крупные новостные ресурсы.

3. Постоянное развитие собственных когнитивных способностей (памяти, восприятия, внимания). Такие навыки формируются в том числе посредством чтения больших текстов, благодаря которым мозг способен удерживать значительные объемы информации, создавать причинно-следственные связи и даже прогнозировать дальнейшее поведение. Короткие видеоролики и серии карточек, разумеется, тоже следует использовать для получения информации, однако они не должны становиться 
в жизни человека единственным форматом. В противном случае когнитивные способности человека будут существенно ограничены, а он сам станет уязвимым перед деструктивным воздействием.

Подводя итог, следует отметить: основная задача деструктивного информационно-когнитивного воздействия заключается в нарушении причинно-следственных связей, сломе логики и видоизменении моделей поведения.

Задачи просвещения и профилактики — обеспечить защиту от такого воздействия, развить навыки поиска и анализа информации, не поддаваясь рефлексам и эмоциям при чтении новостных потоков. За длительное время специалистами НЦПТИ разработано и распространено значительное количество методических рекомендаций, готовых сборников сценариев профилактических мероприятий, а также проектов по вовлечению молодежи
в созидательную деятельность («Контент-фабрика „Параллели“», «Подвиг.РФ», «Форпост» и некоторые другие). Данные разработки размещены на ресурсах НЦПТИ в свободном доступе для сотрудников образовательных организаций в сфере профилактики и воспитания.

Крайне важным в защите от деструктивного воздействия является оказание всей необходимой поддержки научно-исследовательским, общественным, культурно-просветительским и иным проектам, которые инициирует сама молодежь.

И следует помнить о наполнении информационного пространства позитивной повесткой. Благодаря этому у обучающихся будет формироваться чувство оптимизма и уверенности в своем будущем в нашей стране для полноценного развития собственного потенциала.


* В 2022 году Верховный Суд Республики Беларусь признал группу telegram-каналов NEXTA террористической организацией.