Спорт как инструмент профилактики: ошибки и успешные примеры

«Спорт… и физическая активность могут изменять взгляды и поведение и способствовать преодолению предрассудков, а также вдохновлять людей, разрушать расовые и политические барьеры, противодействовать дискриминации и сглаживать конфликты», – говорится в Резолюции 73/24 Генеральной Ассамблеи ООН «Спорт как фактор обеспечения устойчивого развития».

И это действительно так! Возможности спорта в профилактике огромны:

  1. Демонстрация образа настоящего героя. Спортсмены, на которых смотрят и равняются молодые люди – это не просто источник мотивации, но и образ поведения, системы ценностей и мировоззрения человека.

Яркий пример – подход спортивной школы имени Дмитрия Разумовского в Ульяновске. Школа названа именем Героя Российской Федерации, спецназовца Дмитрия Разумовского, погибшего при освобождении заложников в Беслане. Дмитрий Александрович в 1985 году стал чемпионом СССР по боксу среди юношей. И именно на его примере воспитывают новое поколение спортсменов.

  1. Физическая отработка негативных эмоций. Спорт может стать способом безопасного выплеска скопившейся агрессии, снижения уровня тревожности или раздражительности.

Например, для постепенного изменения настроения на более спокойное психологи рекомендуют аэробные нагрузки: танцы, бег, велосипед, плавание. Для быстрого снятия агрессии понадобится уже более сильная физическая нагрузка (бокс, единоборства и др.). Кроме этого, занимаясь боевыми искусствами, молодые люди учатся управлять гневом.

  1. Создание чувства сопричастности. Спорт хорош еще и тем, что каждому найдется не только место, но и важная роль, причем как в индивидуальных видах спорта, так и в командных.

Молодой человек, который находит свой вид спорта, чувствует свою значимость для команды. Спорт соединяет в себе хобби и полезное времяпрепровождение, формирует круг друзей и единомышленников, в котором человек чувствует себя комфортно и безопасно.

График «Спорт и предупреждение насильственного экстремизма: первичная профилактика» из Резолюции 73/24 Генеральной Ассамблеи ООН

Есть еще много примеров как спорт может позитивно влиять на поведение, мировоззрение, систему ценностей и ориентиров молодежи.

Но все это оправдывает себя только тогда, когда администрация города не решает провести футбольный матч между командами, представляющими различные этнические диаспоры. Или когда школа не начинает проводить соревнования по волейболу, приурочивая их к Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября).

Что же не так с такими формами спортивных мероприятий?

  1. Разделение команд по национальному признаку (любому другому потенциально конфликтогенному признаку). Нельзя забывать, что спорт еще и усиливает конкурентность, зарождает дух состязательности. И если неправильно организовать команды/спортсменов, то можно спровоцировать межэтнические конфликты, межличностные конфликты, основанные на разных материальных и физических возможностях людей.
  2. Притягивание за уши антитеррористической или антиэкстремистской тематики. Есть много примеров, когда спортивное мероприятие действительно соответствует заданной теме (повтор спортивных достижений спортсменов-героев, совмещение соревнования физической культуры и информационного/культурного блока). Но когда организаторы просто проводят турнир 3 сентября или приглашают для вступительного слова представителей правоохранительных органов, которые больше не играют никакой роли в мероприятии, – стоит признать, что профилактическая составляющая отсутствует.
  3. Отсутствие просчета рисков. Многие родители считают, что, отдав своего ребенка на секцию единоборств, он научится постоять за себя и точно не станет жертвой буллинга. В реальности же далеко не всегда травля зависит от физической возможности жертвы постоять за себя. Кроме этого, такая мера – это просто перекладывание на ребёнка всей ответственности за происходящее. Похожий просчет могут допустить и учителя, решив помочь молодому человеку влиться в коллектив и включив его в команду по футболу или другому виду спорта, к которому у него нет никаких способностей или интереса. Такой подход только готовит почву для последующих конфликтов внутри коллектива.
  4. Запрет на конфликты. Спорт как инструмент профилактики – это не создание условий, в которых отношения между различными участниками будут регулироваться, а любые конфликты пресекаться. Безопасная среда и сама профилактическая составляющая заключаются вовсе не в этом. Спортивное мероприятие – это способ продемонстрировать, что конфликты случаются, и это нормальная часть нашей жизни, главное – найти способ его ненасильственного решения. Именно с этой задачей и должны справляться организаторы, тренеры и сами спортсмены.
  5. Восприятие спорта как самодостаточного процесса. Недостаточно просто провести турнир или отдать ребенка на секцию. Спорт – это не просто физическая нагрузка, но и работа с тренером, взаимодействие с командой и соперниками, работа над собой. Для того чтобы был результат и профилактический эффект, необходимо сочетание всех этих факторов. Если не получается выстроить доверительные и уважительные отношения с тренером, это уже повод задуматься над сменой клуба или секции.

Спортивные профилактические проекты

«Созвездие Д’Артаньяна» – спортивный социальный проект руководителя Федерации фехтования из Тольятти Антона Шаталина, который через фехтование решил показать, как можно бороться с ксенофобией и межэтническими конфликтами.

Уникальность проекта заключается в совмещении тренировок по фехтованию для студентов с занятиями по психологии конфликтов и работой психологических групп для мигрантов.

В данном проекте спорт выступил инструментом адаптации студентов-мигрантов. А сами спортсмены говорят, что большую поддержку оказывает не столько фехтование, сколько общение с тренером.

Спортивный профилактический проект «Созвездие Д’Артаньяна»

«Небо для всех» –спортивный социальный проект Дагестанской федерации парашютного спорта, в рамках которого трудных подростков приглашают найти для себя новое занятие в жизни через обучение парашютному спорту. В проекте могут участвовать молодые ребята в возрасте от 14 до 20 лет, которые состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних или являются воспитанниками социально-реабилитационных центров и спецшкол.

Уникальность проекта не только в том, что организуется досуг молодежи из групп риска, но и в том, что обучение ведется вместе с ребятами из военно-патриотических и спортивных клубов Дагестана. Таким образом, отсутствует стигматизация трудных подростков, происходит их социализация. Большое значение имеет и то, что на площадках постоянно работают психологи, которые не только допускают спортсменов к прыжкам, но и сопровождают процесс обучения.

Спортивный профилактический проект «Небо для всех»

Брайтонский клуб настольного тенниса (BTTC) – зарубежный пример роли спорта как инструмента социальной интеграции людей из групп риска. Главный принцип проекта – «все участники любого происхождения могут конструктивно участвовать в совместных программах». Помимо обучения игры в настольный теннис участникам предлагаются занятия по английскому языку, чтобы беженцы и мигранты могли скорее интегрироваться в общество. Клуб имеет свой собственный центр, а также столы в парках, скверах, школах, приюте для бездомных, психиатрической больнице, двух тюрьмах.

Уникальность проекта в способе его реализации – открытая площадка для всех, кому это нужно. Примечательно, что в Великобритании клуб получил статус убежища за свою работу в области социальной интеграции.

Брайтонский клуб настольного тенниса (ВТТС)

При организации профилактических спортивных мероприятий всегда помните, какую именно цель вы хотите достичь – от этого будет зависеть и формат мероприятия. Также старайтесь учитывать все возможные риски, чтобы спорт не навредил, а стал вашим помощником и действительно эффективным инструментом борьбы с негативными явлениями.

Поделиться: